Комментарий

К письму Государственной службы Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства от 05.08.2014 г. №6313

В вышеприведенном письме от 06.08.2014 г. №404-0-2-14/8.1 (см. «ДК» №09/2015) Минюст поднимает вопрос обязательности указания в уставе хозяйственных обществ местонахождения предприятий. Причем отсутствие таких сведений в уставе, по убеждению Минюста, дает право госрегистратору отказать в регистрации предприятия или изменений в уставе (ч. 1 ст. 27 Закона о госрегистрации1).

В то же время Госпредпринимательство (письмо от 05.08.2014 г. №6313, см. «ДК» №09/2015) считает, что такие сведения целесообразно указывать в уставе хозяйственного общества. В свое же время в письме от 12.01.2008 г. №192 Комитет указывал на необязательность наличия юрадреса в уставе хозобществ.

Итак, в целом эти две позиции основываются на одних и тех же нормах:

1. В части 1 ст. 88 ГКУ и ч. 2 ст. 57 ХКУ приведен перечень сведений, которые включаются в устав, определяя этот перечень как неисчерпывающий, со ссылкой на другие нормы законов, которые могут предусматривать дополнительную информацию.

2. Кроме ГКУ, есть предписания нормы ст. 4 Закона о хозобществах2, которые все же требуют указывать адрес общества в уставе. Причем невыполнение требований данной нормы дает основания госрегистратору отказать в проведениии госрегистрации юрлица или изменений в уставе.

Не отрицая наличия определенной логики в приведенной позиции, попробуем разобраться, касается ли это всех хозяйственных обществ.

Например, как быть в ситуации, когда акционерное общество регистрируется или вносит изменения в устав, составленный и зарегистрированный после 2005 года (то есть после внесения в ст. 88 ГКУ изменений, которыми исключена обязательность указания адреса предприятия в уставе)? Так, в ст. 13 Закона об АО3 отсутствует требование указывать местонахождение общества в уставе (об этом говорится в комментируемом листе Госпредпринимательства). Следовательно, отказ государственного регистратора в регистрации АО или внесении изменений в устав законным считать нельзя.

1 Закон Украины от 15.05.2003 г. №755-IV «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей».

2 Закон Украины от 19.09.91 г. №1576-XII «О хозяйственных обществах».

3 Закон Украины от 17.09.2008 г. №514-VI «Об акционерных обществах».

В то же время, если говорить о модельном уставе ООО, утвержденном постановлением КМУ от 16.11.2011 г. №1182, то п. 3 раздела «Общие положения» говорит о том, что вид общества, его наименование, местонахождение, цели и предмет деятельности, состав участников, размер уставного капитала, размер долей каждого из участников, порядок внесения ими вкладов указываются в решении об образовании общества. В свою очередь, этот модельный устав разработан во исполнение требований ГКУ, ХКУ и Закона о хозобществах.

В данной ситуации представляет интерес другое: ст. 29 Закона о госрегистрации говорит об особенностях внесения изменений в устав в части сведений, подлежащих обязательной госрегистрации. При этом о местонахождении там — ни слова. Конечно, можно услышать контраргумент, что на этот случай существует общий порядок представления документов для внесения изменений в устав, приведенный в ч. 1 ст. 29. Хотя мы все же склоняемся к мнению, что местонахождение — это сведения, которые вносятся в ЕГР. То есть данный термин употребляется только для целей Закона о госрегистрации. Кстати, такое мнение можно увидеть и в письме Государственной регуляторной службы Украины от 27.01.2015 г. №507.

Однако нельзя исключать, что некоторые предприятия, созданные после 2005 года, вообще не указали юрадрес в уставе. Что делать таким предприятиям в случае внесения в устав каких-либо изменений, подлежащих государственной регистрации?

В данной ситуаций следует согласиться с Минюстом, что при регистрации обществ с ограниченной или дополнительной ответственностью, полного и коммандитного общества нужно соблюдать требования ГКУ, ХКУ и Закона о хозобществах и указывать в уставе местонахождение. Правда, при этом каждое изменение адреса предприятия повлечет за собой и изменение в уставе с принятием учредителями решения о смене адреса и с представлением всех документов, перечисленных в ч. 1 ст. 29 Закона о госрегистрации.

Наталия КАНАРЕВА, «Дебет-Кредит»

Доступ к полному тексту этой статьи возможен только для подписчиков пакетов «Эксперт», «Профи» или бумажного журнала «Дебет-Кредит». Если вы незнакомы с нашим ресурсом, оформите ознакомительную подписку.

Оформить подписку

Теги:
Физлица-предприниматели , Регистрация